1
МГИ им. Е.Р. Дашковой закрыт

Фокус-групповое исследование

 

     4 декабря 2012 года в МГИ им. Е.Р. Дашковой состоялась фокус-группа в рамках курса «Политология» по теме: «Экстремизм и радикализм в современном российском обществе в общественном мнении молодежи».

     Экстремизм представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, создавая угрозу суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Молодежь как социально-демографическая группа в силу социальных и психологических особенностей находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма. Молодежный максимализм, сложности социализации, связанные с общим экономическим и социокультурным фоном, кризис института семьи, низкое качество жизни, отсутствие гарантий трудоустройства и стабильного благополучия, рассогласованность влияния агентов и институтов политической социализации - таковы основные факторы подверженности части молодежи экстремистским настроениям.

     Поэтому познание причин, условий и факторов активизации данного феномена, механизмов его функционирования, социальной базы и идеологического оформления важны для поиска эффективных методов противодействия экстремизму.

     Целью проведенного фокус-группового исследования являлось как получение необходимых навыков в проведении подобного рода исследований, так и в научных целях определение факторов, способствующих распространению экстремизма, поиска возможных стратегий профилактики, формирования толерантного мышления.

     Ключевые вопросы исследования:

1. Как понимается термин экстремист в современном массовом сознании молодежи?

2. Каков уровень информированности о рассматриваемом явлении?

3. Как оценивает молодежь экстремистские действия?

4. Каковы факторы, способствующие распространению экстремизма?

5. Какие основные механизмы рекрутирования?

6. Профилактика экстремизма.

     В фокус-группе приняло участие 12 студентов  2-го курса  специальностей «Перевод и переводоведение», «Клиническая психология» и направлений подготовки «Туризм», «Психология», «Гостиничное дело».

     Модератором фокус-группы стал студент по специальности «Перевод и переводоведение» Антон Кудюмов.

     Организаторы мероприятия: студентки 2 курса «Гостиничное дело» Лебедева Ирина, Кормилкина Ольга, под руководством заведующего общеинститутской кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Зубовой Оксаны Геннадьевны.

     Результаты:

1. Студенты проявили интерес к данной форме интерактивной организации учебного занятия, активно участвовали в организации и проведении мероприятия.

2. В ходе обсуждения был сформирован портрет современного экстремиста, в описании которого подчеркнута групповая принадлежность («Это какая-то группа людей, объединение»), нескрываемая агрессивность, поэтому ассоциация с красным цветом («Если брать цвет, то красный, агрессивный»), радикальный способ выражения своих взглядов, стереотип внешнего вида, связанный с восточным типом, в одежде у группы подчеркнутый единый элемент или спортивный стиль («..должен быть какой-то своеобразный, одинаковый элемент одежды»), подростковый или молодежный возраст, неблагоприятная ситуация в родительской семье, небольшой семейный доход.

3. Причины экстремизма участники группы видят, прежде всего, в отсутствии четких жизненных целей и профессиональной занятости, проблем воспитания и конфликтов в родительской семье, отсутствия в обществе открытых легальных каналов для осуществления мобильности молодежью.

4. Студенты хорошо информированы об экстремистских действиях, приводили примеры террористических акций, деятельность неформальных молодежных движений, например скинхедов, радикальное поведение болельщиков

5. Участники выделили следующие каналы включения в экстремизм: через Интернет-сайты и сообщества, подчеркнув что они существуют и в социальных сетях («…или, например, всеми любимая социальная сеть ВКонтакте. Во всяких сообществах и группах полно подобных проявлений»), примеры фильмов с неонацистской пропагандой, через музыку, с экстремистскими текстами («также сюда можно включить почти все песни исполнителя Noize MC») .

6. Были предложены следующие стратегии профилактики и борьбы: развитие института социальной рекламы, направленной на профилактику молодежного экстремизма и радикализма («Надо призывать людей к сознательности,, создавать социальные ролики»), повышение общего духовного климата в социуме, в том числе укрепление семейных ценностей («Всё начинается с родителей и закладывается в семье»), жесткими правовыми мерами ( «…дубинками и разговором»), необходимость легального функционирования оппозиции («в стране необходим нормальный политический диалог»).

7. Анализ коллажей, выполненных участниками, разделенными по просьбе модератора, на две группы, отразил ассоциативные представления о современном экстремизме, совмещенные с рациональным пониманием этого социального явления. Участники выделили экстремизм как угрозу национальной безопасности страны и обосновали необходимость пропаганды в обществе терпимости и срочное реагирование на происходящее, из-за быстрого распространения, в том числе возможного благодаря развитию социальных сетей в Интернете: «Экстремизм - опасная вещь и распространяется быстро, как огонь. Такие люди не боятся ответственности. Ими нередко управляет стадное чувство. Экстремизм можно сравнивать с кроликами, которые достаточно быстро размножаются. Почему так происходит? Люди идут на это из-за непонимания. Мы считаем, что должна быть пропаганда терпимости». Другая группа сравнила экстремизм с пауком, в сеть которого можно легко попасться, поэтому необходимо создавать такую культура, в которой этого паука легко можно идентифицировать и избежать опасности: «Экстремизм – это сбой. Его можно сравнить с пауком, плетущим сети. Попасться в его сети или нет – выбор каждого человека. Только от самого человека зависит – запутаться в паутине или же проскочить. С этим сложно бороться, нужно перетерпеть сейчас и надеяться на следующее поколение, не дать им стать такими».

     Все участники интерактивного занятия были включены в тему разговора, каждый активно высказывал своё видение ситуации с аргументированным обоснованием своей мировоззренческой и гражданской позиции. В обсуждении было много интересных жизненных примеров, что подчеркивает важность и актуальность выбранной проблематике, и в конце хочется привести еще одно высказывание, прозвучавшее на фокус-группе: «Каждый человек должен сам определять свой жизненный путь, но и уметь нести за свой выбор ответственность».

 

рейтинг: 
Средняя: 10 (1 оценка)