«Недостойная старая дама «Серебряного века»: «Я голос ваш...»
Не вошедшее в весенний номер газеты "БАКАЛАВР XXI"
Рубрика: "Классики и современники"
"Недостойная старая дама "Серебряного века": "Я голос ваш..."
"Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать…"
А.А. Ахматова, "Реквием"
Эта заключительная фраза из повести классика немецкой литературы ХХ века, экранизированной в жанре мелодрамы лет спустя, французским режиссером Рене Аллио, безусловно справедлива по отношению к большинству женщин рокового двадцатого столетия, без поправки на социальный статус, общественное положение, уровень публичного признания и популярности. Современница знаменитого немецкого писателя, наша великая соотечественница Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – один из живых, наглядных примеров справедливости этого высказывания. В ее долгой и сложной жизни также было много взлетов и падений, безотчетной радости и горьких разочарований, любви и смерти, предательства и беззаветной дружбы. Символично, что одноименный фильм по повести Брехта «Недостойная старая дама» вышел на экраны ровно за год до кончины великой поэтессы, последней представительницы «Серебряного века» русской поэзии, а в советском прокате совпал с трагическими для отечественной литературы днями скорби и ее похорон. Но в жизни не бывает случайных совпадений. Все предусмотрено Высшей волей Провидения. Большинство людей, в том числе и «верных преданных друзей» именно так – «недостойной старой дамой» - и называли Анну Андреевну, уллюлюкая и шушукаясь за ее спиной в разгар травли, после рокового доклада в августе 1946 года члена Политбюро ЦК ВКП (б) Андрея Александровича Жданова об идеологической поддержке направления соцреализма в советской культуре и в искусстве. Резкой критике подверглась деятельность популярных литературных журналов «Звезда» и «Ленинград», сатира Михаила Зощенко и лирика Анны Ахматовой, активно публиковавшиеся в этих изданиях. Для поэтессы наступил период новых гонений и забвения, как творческого, так и человеческого, пора «одиночества среди людей». На целых пять лет Ахматову изгнали из Союза писателей СССР и только в 1951 году, стараниями автора «Разгрома» и «Молодой гвардии», главного писателя страны Александра Фадеева она была восстановлена в главной творческой организации советских литераторов. О публикациях тоже пришлось забыть на целых двенадцать лет. Первый поэтический сборник Анны Андреевны Ахматовой под беззвучным названием «Стихотворения» был напечатан только в 1958 году.
"Я голос ваш, жар вашего дыханья..." Эти поэтические строки Анны Андреевны Ахматовой символизируют неповторимый уникальный таинственный голос всей русской поэзии начала прошлого столетия.
Жизнь поэтессы полна трагедий и переживаний. Её муж Николай Алексеевич Гумилёв, основоположник нового литературного направления «акмеизм» в русской поэзии начала ХХ века, был расстрелян по ложному доносу, в разгар послереволюционного «красного террора» - 24 августа 1921 года. Сына великих русских поэта и поэтессы Льва Николаевича Гумилёва трижды арестовывали(1935г.,1938.,1949г.) по ложным обвинениям. Но даже это не заставило её "сломаться", "прогнуться" под те обстоятельства, что диктовала ей судьба. Ахматова мужественно и достойно пережила все жизненные испытания . Никто никогда не видел поэтессу с поникшей головой, сломленной душевно и физически, униженно просящей о помощи. Эта женщина- живое воплощение непоколебимости духа и веры. "От ангела и от орла в ней было что-то...",- писала Марина Цветаева, рисуя неоднозначный образ своей современницы.
Безусловно, стоит учесть, что все жестокие удары судьбы Анна Ахматова принимала вместе с народом. Её поэзия начала 30х годов обрела общезначимый трагедийный характер. Сталинские репресии, именно эти нелёгкие для советской общественности события, послужили рождению множества стихотворений Ахматовой. Позже они были составлены в единое произведение, поэму "Реквием"(1935-1940гг).
"Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я тогда была с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был".
1961г.
В 1935 году был арестован сын поэтессы Лев Гумилёв.Семнадцать месяцев провела в тюремных очередях Анна Андреевна Ахматова.
Однажды одна из женщин, стоящая за ней в очереди спросила её на ухо(там все говорили шёпотом): "А это вы сможете описать?", Ахматова ответила:"Смогу".
1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
[Ноябрь] 1935, Москва
2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938г.
Голос скорби и тоски звучит в строках поэмы "Реквием", но нельзя сказать, что Анна Андреевна безропотно покорилась роковому стечению обстоятельств. "Реквием"- есть то ответное слово, заключительное обвинение, которое было выдвинуто в адрес злодеяний государственной власти, перемоловшей, как муку в своих жерновах, самых любимых и дорогих людей поэтессы: сначала мужа, а потом и сына.
Анна Андреевна, несмотря ни на что, оставалась преданной своему делу, и, в первую очередь, преданной самой себе:"Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила в эти годы и видела события, которым не было равных"
Когда «недостойная старая дама «Серебряного века» внезапно умерла, выяснилось, что у нее было две жизни. Первая жизнь — та, которую она прожила как дочь, жена и мать, — длилась шесть с лишним десятков лет, вторая — не более двух.
Автор: Валерия Козюк
студентка 1-го курса очного отделения
направления "Журналистика"
Редактор: Барышников К.Б.
руководитель студенческой редколлегии
старший преподаватель кафедры Журналистики и рекламы