Образовательные технологии в профилактике экстремизма и формировании толерантного сознания молодежи
В октябре 2013 года в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Политология» на базе МГИ им. Е.Р. Дашковой было проведено фокус-групповое исследование, посвященное проблеме молодежного экстремизма, в котором приняли участие студенты 2 курса направлений подготовки «Юриспруденция», «Журналистика» и специальности «Таможенное дело».
На фокус-группе обсуждались следующие вопросы:
1. Ценностные ориентации современной молодежи.
2. Понимание термина экстремист в современном массовом сознании молодежи.
3. Оценка протестного движения в современной России.
4. Информированность о рассматриваемом явлении.
5. Оценка экстремизма, факторы, способствующие распространению экстремизма, механизмы рекрутирования неофитов.
6. Профилактика экстремизма.
Студентами была выполнена техникой коллажа работа «Портер современного экстремиста», в которой они выразили свои представления и свое видение образа экстремиста XXI века. Это мужчина или женщина, возраст - 18-25 лет, со слабой психикой, легко подверженной внушению, с отсутствием соответствующего рода занятий, разной национальности и вероисповедания, с соответствующим социальным окружением, влияющим на взгляды и мировоззрение. В дальнейшем это может стать благоприятной почвой для перерастания в терроризм.
Все студенты приняли активное участие в проведении фокус-группы, высказывали свое мнение по обсуждаемым вопросам.
Были получены следующие результаты.
1. Главными ценностями на сегодняшний день для молодежи являются: семья, здоровье, самореализация, материальное благополучие.
2. К проявлениям современного экстремизма студенты относят поведение болельщиков, молодежные субкультуры разной направленности, прежде всего националистической, протестное политическое участие.
3. Протестное движение рассматривается в большей степени ни как проявление идеологии, а как способность подзаработать («на митингах можно получить определенную денежную прибыль»), провести время, «потусоваться».
4. Никто из присутствующих сам не был участником экстремистских молодежных организаций, но были единичные кейсы об опыте участия в протестных акциях, нетерпимого отношения к представителям других национальностей (скорее блочный конфликт, с двойной провокацией).
5. Участники пришли к выводу, что влиянию экстремистских настроений наиболее подвержены люди со слабой психикой, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах и условиях, молодежь, плохо разбирающаяся в вопросах религии, политики, права, попадающая под влияние идеологов, решающих при ее помощи свои личные задачи.
6. Главные каналы распространения экстремизма, в том числе связаны и с продукцией СМК, так например, были оглашены фильмы, музыка, сайты, представляющие вредоностный контент.
7. Отвечая на вопрос о том, какими способами можно предотвратить развитие экстремистских настроений среди молодежи, студенты высказали мнение о необходимости проведения различных мероприятий, которые смогут заинтересовать молодежь, отвлечь ее от негативного и пагубного влияния среды, особенно в условиях, когда главные социальные институты перестают выполнять свои функции, связанные с процессом социализации и воспитания, открытия для молодежи большего числа каналов для социальной мобильности.
Подвоя итоги, можно смело сказать, что проведенные фокус-группа была интересна для студентов, а проблема, заявленная в мероприятии – актуальна и требует дальнейшего изучения.
Занятие было разработано в блоке общегуманитарных дисциплин с целью профилактики экстремизма и формирования у студентов толерантного мировоззрения, гуманистических ценностей в рамках компетентностного подхода.
Зубова Оксана Геннадьевна,
кандидат политических наук, доцент,
Новиков Валерий, Савинова Маргарита, студенты 2 курса, ЖУ.