Постмодернистский проект «Пространство современного города: философский аспект»
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ПРОЕКТ «ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ»
В рамках курса «Философия» в МГИ им. Е.Р. Дашковой прошла выставка, посвященная современному городскому пространству и бытию человека в мегаполисе. В выставке приняли участие студенты 1 курса специальности «Перевод и переводоведение», «Клиническая психология» направления подготовки «Юриспруденция», «Экономика», «Психология» «Журналистика», под руководством заведующего общеинститутской кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидата политических наук, доцента Зубовой Оксаны Геннадьевны. Студентам с целью лучшего понимания современного искусства постмодерна и развития творческих навыков, было предложено составить инсталляции по заданной тематике.
Термин инсталляция произошел от английского глагола "toinstall" (устанавливать), так как ее действительно устанавливают, составляют, формируют из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты, создававшие необычные сочетания обыденных вещей, что придавало им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от местонахождения предмета - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.
Инсталляции распространены в постмодернистской культуре. Условно их можно классифицировать на три типа: сюжетно-повествовательные, объектно-предметные (например, имитации научных лабораторий), визуальные, с возможным использованием газет, рисованных изображений, современных технических достижений.
В начале 80-х годов в списках самых современных художников имя Йозефа Бойса стояло на первом месте, именно он, обладая яркой харизме, доказывал, что старая концепция искусства, включавшая в себя только живопись, графику и скульптуру, изжила себя и поэтому необходимо развивать новую социальную концепцию искусства.
Американский художник Роберт Раушенберг работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма и творчества Марселя Дюшана. Его комбинации отражают темп развития и энергию массовой урбанистической и технократической культуры, в которой на смену работе художника на бумаге или холсте пришли потоки информации, передаваемой посредством фотографии, компьютеров, газет и т.п.
На развитие творчества, американского художника Джозефа Кошута оказала влияние Философия Людвига Витгенштейна. Дж. Кошут стремился показать, что искусство заключается не в самом объекте, а в идее или концепции работы.
В своих композициях американский художник Эдвард Кинхольц использовал манекены, чучела и реальные предметы интерьера, также вводил аудио эффекты и программировал запахи.
Среди российских авторов можно выделить работы И. Кабакова, Д. Пригова, В. Комарова и а. Меламида, К. Суботин, И. Корина, С. Шеховцев, Г. Острецов и другие.
К жанру инсталляции невозможно относиться однозначно. Зачастую язык не поворачивается назвать эти объекты творчества произведениями искусства. Но интерес к такому осмыслению реальности в том, что данный жанр предполагает большую вещественность, так как действие происходит не в двухмерной плоскости картины, а в трехмерном пространстве. Предлагаем читателям самим задуматься над ценностью представленного жанра и выполненных студенческих работ. Работы наших студентов разно форматные, от стенгазет до целостных композиций.
Звонков Дмитрий – «Идеальный город» Серикова Лилия «Самоопределение»
Толстопятова Ксения, Иванова Елизавета «Две стороны одного города» |
Инсталляция «Ком информации»
Крылова Екатерина, Цукерман Александра, Афлятунова Эльвира «Мировоззрение» |
Карпова А., Авксентьева В., «Грани»
Новиков Валерий «В ритме города» Савинова Маргарита «Манящий глянец»